Статьи  >  Редактирование аудио  >  Трекерная музыка

Музыка - древнейшее из искусств, никогда не терявшее своей актуальности. В средние века нотные партитуры великих произведений пользовались огромным спросом, что иногда даже вызывало тревогу у церкви - их популярность сравнивали с Библией. Действительно, еще не были изобретены звукозаписывающие устройства, и послушать любимое музыкальное произведение можно было лишь двумя способами - сходить на концерт или сыграть самому.

«Последний альбом Бетховена, новые хиты, спешите купить!» - приблизительно так зазывали народ продавцы музыкальных магазинов несколько веков тому назад. Ноты фактически являлись эквивалентом современных музыкальных компакт-дисков. Сегодня уже не обязательно самому исполнять музыкальное произведение, зачастую достаточно нажать кнопку Play, но знание музыки, любовь к ней не теряют своей актуальности.

Музыка, словно магия, способна притягивать, очаровывать. Если в компании молодых людей кто-то умеет играть на гитаре, то все женское внимание довольно быстро приковывается к нему. И не столь важно, что он с трудом перебирает аккорды, что вокальная партия зачастую не попадает в ноты - он музыкант, он хороший парень.

Далеко не все из нас в совершенстве владеют музыкальными инструментами и сольфеджио, но одного точно не отнять - компьютерную грамотность. И если не суждено, став жертвой заговора, играть на одной струне, как Николо Паганини, то создание в специальном редакторе собственного музыкального произведения - дело посильное.

Музыканты начали использовать компьютеры в своем творчестве в середине 80-х годов XX века, когда вычислительная техника вырвалась из застенков университетов и лабораторий, став народным достоянием. Персональные компьютеры получили свое распространение по всему миру, и в них уже было оборудование, позволяющее неплохо воспроизводить музыку. Следствием популяризации вычислительной техники явилось появление нового класса любительских программ, позволяющих сочинять музыку, создавать аранжировки.

Надо заметить, что всеми известная платформа x86 в ту пору обладала только примитивнейшим устройством для воспроизведения звука - встроенным динамиком. Но голь на выдумки хитра, и вскоре программисты научились менять параметры генератора аудио сигнала, что позволяло пищалке воспроизводить практически любой звук, хотя и с большими искажениями. Вскоре народная смекалка породила еще один, более продвинутый способ воспроизведения аудио. К параллельному порту принтера подключалась схема из нескольких резисторов разного сопротивления, что являлось примитивным цифро-аналоговым преобразователем. Даже некоторые серьезные производители игр поддержали данное устройство, получившее название Covox. К нему можно было подключить внешний усилитель и получить неплохой, по тем временам, звук. Но в 90-е годы все это стало неактуальным, так как на платформе РС появилась первая полноценная звуковая карта Sound Blaster от фирмы Creative.

На волне принципиального улучшения аппаратных средств работы с аудио один за другим появлялись программные продукты, позволяющие составлять и воспроизводить музыку. Они имитировали работу сэмплерных музыкальных синтезаторов. За основу берется образец звучания какого-либо инструмента, который при воспроизведении подгоняется по высоте и выводится на специальное устройство - встроенный динамик, порт принтера или звуковую карту. При одновременном проигрывании нескольких звуков их цифровое представление суммируется. Благодаря популяризации мобильной связи мы все знаем слово, означающее описываемый процесс, - полифония. Первые компьютерные программы имели четырехголосную полифонию, которая позже выросла до 16 и даже 32 одновременно воспроизводимых звуков.

Подобные программы называются трекерными редакторами. В отличие от нотного стана с горизонтальным способом записи нот, дорожки (треки) редакторов имеют вертикальное представление управляющих музыкальных символов. Каждая дорожка прописывается в отдельной колонке партитуры, которые не непрерывны, а состоят из списка кадров, называемых паттернами. Внутри каждой секции по умолчанию обычно 64 позиции, что позволяет записать четыре такта по 16 долей или 8 тактов по 8 долей. Музыкальное произведение состоит из произвольного набора паттернов, которые можно, при необходимости, повторять.

В каждой позиции дорожки может быть записана либо нота, либо управляющая команда. Нот, как известно, всего семь, которые в сочетании с пятью диезами/бемолями, дают октаву, состоящую из двенадцати полутонов. Все давно придумано, ничего нового и оригинального в трекерных редакторах ожидать, разумеется, не стоит.

Список управляющих команд, по большей части, также повторяется во всех трекерных редакторах, однако в некоторых продуктах есть и свои уникальные функции. Во-первых, с помощью дополнительных команд можно гибко управлять организацией партитур, что включает в себя быстрые переходы между паттернами, управление их длиной. Вы можете также управлять отдельными нотами, что включает в себя, например, эффекты арпеджио, указание сдвига относительно начала сэмпла, зацикливание ноты. Кроме того, некоторые команды применяются сразу ко всей дорожке, например, плавное изменение высоты звука, его амплитуды.

Обязательным параметром каждой ноты является указание номера сэмпла, то есть, тембра, которым она исполняется. И, наконец, напротив каждой ноты можно указывать громкость звучания.

В 90-е годы большинство трекерных редакторов работали в DOS и имели текстовый интерфейс (Scream Tracker, Impulse Tracker). Все это стало уже историей, и рассматривать в путеводителе подобные программы не имеет смысла. Они плохо работают в современных версиях системы Windows, в том числе и из-под эмулятора DOSBox (кроссплатформенный продукт).

Несмотря на некоторый спад популярности трекерных редакторов в последние годы, развитие продуктов под Windows с графическим интерфейсом продолжается. Действительно, в отличие от профессиональных секвенсоров, трекерные редакторы не требуют идеальных знаний нотной грамоты. Вам не нужно покупать дополнительное оборудование, например, MIDI-клавиатуру. Для создания музыки не требуется также какого-либо комплексного подхода к решению задачи, установки множества программ, изучение больших объемов документации. Вся работа сосредоточена внутри одного редактора, освоив который, можно писать неплохую музыку.

Конечно, трекерные редакторы имеют свои недостатки. Вы можете использовать лишь жестко определенные звуки, существенно ограниченные по физическому объему, а значит и качеству. Трекерные редакторы не имеют сложных фильтров, эффектов, ведь для их реализации просто не хватит мощности процессора.

Несмотря на все это, у трекерных редакторов огромное количество поклонников. Для музыкантов-любителей регулярно проводятся конкурсы, на которых каждый желающий может представить свои работы. Популярность подобных программ иногда доходит и до коммерческих продуктов. Наверняка вы знаете легендарную серию компьютерных игр Unreal. Вся музыка в них имеет трекерный формат. А чтобы самостоятельно создать подобные композиции, надо иметь немного воображения, вдохновения, музыкальных знаний и навыков работы с любым из рассматриваемых в путеводителе программных продуктов.

Юрий Меркулов,
09/26/07.

Вернуться к списку разделов